Shakuhachi

СЯКУХАТИ - (кит. чи-ба) – продольная бамбуковая флейта с 5-ю отверстиями, пришедшая в Японию из Китая в период Нара (VIII в.). Название инструмента - сокращенное обозначение его длины («иссякухассун», или «один сяку восемь сун»), то есть около 54,5 см. По мнению некоторых исследователей, сякухати ведет свое происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего долгий путь в Китай через Ближний Восток и Индию.

Первоначально инструмент имел 6 отверстий (5 сверху и 1 снизу). Позднее, видимо, по образцу пришедшей также из Китая в период Муромати продольной флейты сяо, модифицированной в Японии и ставшей известной как хитоёгири (в пер. с яп. «одно колено бамбука»), флейта приняла современный вид с 5-ю пальцевыми отверстиями. Сякухати изготавливается из нижней части ствола бамбука. Средний диаметр трубки — 4–5 см. Существует около 20 разновидностей сякухати, различающихся по длине (например, самая длинная из известных флейта хотику продуцирует самый низкий по высоте звук). Разница в 3 см дает разницу в высоте звучания на полтона. Стандартная длина в 54,5 см используется для сякухати, играющей сольные композиции хонкёку, а звук «открытого инструмента» считается стандартной высотой.

Долгое время флейта сякухати являлась «визитной карточкой» бродячих монахов-комусо, принадлежавших дзэн-буддийскому ордену Фукэ-сю. Играя на сякухати, монахи странствовали по дорогам Японии, прося подаяние. Кроме того, игра на сякухати заменяла им молитву и сопровождала медитацию. Пьесы монахов комусо, сохранившиеся по сей день, получили название хонкёку - «основополагающие пьесы». После реставрации Мэйдзи флейта сякухати присоединилась к ансамблю кото и сямисэна, создав трио санкёку («музыка для троих»); партия сякухати в таких пьесах стала называться гайкёку. В XX в. сякухати стала активно использоваться в качестве духового инструмента в самых различных ансамблях и соло; было написано большое количество пьес, получивших название синкёку («новые пьесы»).

Характерный звук сякухати поражает мягкостью и густотой тембра. Размер отверстий сякухати обеспечивает возможность многообразной техники полузакрытий (мэри-кари); необычная форма амбушюра (утагути, или входное отверстие) позволяет широко варьировать угол подачи воздуха. Эти особенности делают инструмент способным к продуцированию звуков любой высоты в пределах более чем 2-октавного диапазона, извлечению одного и того же по высоте звука в разных аппликатурных позициях (что, как правило, полностью изменяет его окраску), свободному получению микротоновых интервалов, приемам портаменто, глиссандо и др. Специальное передувание на самом конце амбушюра дает красочный звуковой эффект (в виде шороха, шелеста) и широко используется в качестве специфического приема.

Сякухати в современной музыке

В XX в. сякухати участвует в исполнении практически всех видов и жанров музыки: японской классической, народной, популярной, джазовой, музыки западного стиля, авангарда, в ансамблях с инструментами других мировых музыкальных культур. В настоящее время, помимо Японии, традиция получила распространение в США, странах Европы (особенно Германии), России, Австралии и др. Традиция сякухати оказала большое влияние на современное музыкальное искусство.