Япония, которую мы не знали

Что для вас Япония? Аниме, сакэ, карате и суши? Для меня до недавнего времени так и было. Пока я не сходил в филармонию на концерт ансамбля «Hide-Hide».

Удивительно, как преображает мировоззрение музыка. Туманная загадочная страна, облака над Фудзиямой, цветущая сакура, покой и гармония - все в этой музыке, которую представили два молодых человека из Японии, тезки Хидэки Оноуэ и Хидэки Исигаки. Названия их инструментов не менее экзотичны, чем и имена - сямисэн и сякухати. Сямисэн - это та самая трехструнная японская лютня, звуки которой сопровождают действие множества азиатских фильмов, и если вы смотрели хотя бы три-четыре, то обязательно слышали ее необычный, будто бы древесный звук. Сякухати - это бамбуковая флейта, которая пришла в Японию из Китая. Совершенно удивительный инструмент, голос которого не звонкий, как у ирландского висла, а сиплый, и кажется, что вот-вот он слажает, уйдет не туда. Но все время течет, не прерываясь, ровная мелодия, а этот сиплый звук - ярок и богат на интонации. Дуэт играл в сопровождении рояля, за которым сидел пианист Дзюнъити Вакимару.

Самое интересное, что это был концерт вовсе не народной музыки Японии. В России есть «Терем-Квартет», который на народных инструментах играет классику, и этот дуэт тоже играет произведения мировой классики в собственных аранжировках, сочетая в своей игре лучшие черты многовековых традиций японской музыки с редким талантом и профессионализмом. Действительно редким - ведь мы уже избалованы различными исполнителями из России и разных стран, видели и слышали многое. Но концерт японского дуэта проивзел просто фурор. Если и говорить «яблоку было негде упасть», то про концерт «Hide-Hide». Японцы не просто зажгли публику, зрители сами участвовали в музыкальной импровизации - хлопки и топания людей так удачно легли в музыкальное повествование наравне с «Хэй!», несущимися со сцены, что казалось - все это является гармоничной частью композиции. Особенно, когда последний хлопок зрителей совпал с финальными нотами музыкантов.

Еще всегда очень интересно слышать нашу родную, с детства знакомую музыку в исполнении чужестранцев. Тем более, исполненную на таких экзотических инструментах. Как оказалось, японцы очень любят Микаэла Таривердиева, и в концерте звучала легендарная музыка из «17 мгновений весны». Действительно, как говорится в буклете для зрителей, тонкая и изысканная мелодическая ткань произведений этого композитора обретает в исполнении традиционных японских инструментов новые грани неповторимой привлекательности. Но, честно признаться, я ее воспринял в таком виде лишь как интересный эксперимент - увы, ушли эти надрывные нотки, не ощущалась бесконечная тоска по Родине. Почему-то, когда я слушал японский взгляд на русскую ностальгию, то вспоминал Дживана Гаспаряна с его неповторимым дудуком. Зато «В пещере горного короля» Эдварда Грига звучала очень «по-японски», как и «Улетай на крыльях ветра» Александра Бородина. Это были уже не «Половецкие пляски», а «Танцы гейш», и не «Пещера горного короля», а «Убежище Они». Практически любая классика в исполнении «Hide-Hide» превращается в японскую народную мелодию, исполняемую в этой неповторимой манере, которую часто так сложно воспринимать уху европейского слушателя.

Очень хорошо, что такой концерт прошел не на выходных, а в будень, после рабочего дня. Это был отличный отдых и потрясающий заряд положительных эмоций на оставшуюся неделю. После него и субботу с воскресеньем было ждать гораздо легче.


« назад